Спрос, как известно, рождает предложение. Так конкуренция на рынке дизайнерских находок и полиграфических решений привела к появлению многочисленных вариантов нестандартных бумаг.
Сегодня сфера печати располагает широким спектром самых разнообразных бумаг и картонов. Это, с одной стороны, дает богатый выбор возможностей дизайнерам для оформления полиграфической продукции. Но, с другой стороны, создает ряд технологических трудностей для производственников. Печать на структурных дизайнерских бумагах сопряжена с определенными сложностями.
Одна из наиболее часто встречающихся проблем - высокая впитывающая способность многих видов дизайнерских бумаг. Краска или лак "проваливаются" в структуру бумаги, не образуют на ее поверхности качественный красочный слой с необходимыми глянцем, насыщенностью цвета и прочими характеристиками.
Другая частая проблема - печать по тонированным (цветным) бумагам и картонам. Многокрасочная триадная печать на тонированных материалах должна осуществляться либо с печатью белой подложки, либо с учетом возможных цветовых искажений. Кстати, в некоторых случаях такие искажения позволяют достигать определенных спецэффектов. Это касается, например, печати без белой подложки на металлизированных картонах. Дизайнеры при разработке макета и выборе бумаги должны знать о таких нюансах и учитывать их в работе.
При использовании кроющих красок (например, смешанных по системе Pantone) на цветных бумагах и картонах очень важна укрывистость красочной пленки. Если она будет недостаточной, цвет подложки может значительно исказить цвета изображения.
Мы хотим поделиться с вами опытом печати на тонированных материалах насыщенного цвета и на материалах с высокой впитываемостью. Бумаг с такими свойствами в дизайнерских коллекциях множество.
Один из самых оптимальных способов печати на такого рода материалах является трафаретный. Это обусловленонесколькими причинами.
- Во-первых, с помощью шелкографии можно получить практически любой необходимый по толщине слой краски. Если офсет дает 1-2 мкм, то трафаретная печать позволяет достигать красочного слоя до 40 мкм и более. Это создает на поверхности бумаги красочную пленку с необходимыми свойствами и, соответственно, позволяет решить проблему проваливания краски в структуру бумаги. Кроме того, при печати на тонированных материалах большая толщина красочного слоя обеспечивает хорошую укрывистость.
- Во-вторых, трафаретный способ печати позволяет применять как сольвентные, так и УФ-отверждаемые краски и лаки. Это дает возможность для получения различных спецэффектов, бОльший простор для творчества дизайнеров и, соответственно, более интересный и оригинальный результат.
- В-третьих, в отличие от традиционного офсета, шелкография не использует увлажнение и позволяет работать с сильно впитывающими и рыхлыми материалами, в том числе даже с "пивным" картоном.
Все, кто когда-нибудь сталкивался с задачей УФ-лакирования бумаг с высокой впитываемостью, хорошо знает, насколько непрост этот процесс. Дизайнеры часто используют прием выборочного лакирования, который дает красивый эффект контраста лакированных и нелакированных поверхностей. К сожалению, ожидаемый результат получается не всегда. Причина в том, что УФ-лак низкой вязкости (попросту, жидкий) "проваливается" в структуру бумаги, почти не оставляя на ее поверхности глянцевой пленки. Аналогичная проблема возникает и при печати УФ-красками.
Технологическое решение в этом случае - на печатный лист наносить грунт и лакировать или печатать по грунту. Грунтовать можно всю поверхность бумаги или выборочно те элементы, на которые будет наноситься лак. В последнем случае необходимо обеспечить точную приводку в процессе печати, так как грунт придает бумаге более темный оттенок. В качестве грунта можно использовать лак на сольвентной основе либо УФ-лак.
Производства, специализирующиеся на УФ-лакировании, предпочитают работать с УФ-отверждаемыми материалами. Они более предсказуемы в процессе и создают меньше проблемлемных ситуаций.
Казалось бы, предварительное грунтование - идеальный выход из положения. Но! оно имеет существенный недостаток, так как повышает стоимость печатной продукции (еще один краскопрогон, который влечет за собой дополнительный расход материалов и трудозатрат).
В качестве решения проблемы впитываемости можно предложить несколько вариантов.
Одно из решений - использование для лакировки лака высокой вязкости, например, предназначенного для лакирования с глиттерами. Советуем при этом пользоваться сетками, обеспечивающими нанесение лака толстым слоем, например, 77.55,90.40,120.34.
В качестве добавки можно также вводить в лак тиксотропный порошок, который обычно добавляется в краски с целью повышения их вязкости и тиксотропии. Рекомендуемая сетка - 90.40.
Надо заметить, что печать на ручном станке и автоматическом будут отличаться. Это касается прежде всего сольвентных красок, а также вязкого глянцевого УФ-лака.
Причина в том, что при печати происходит испарение растворителя и, соответственно, его загустевание. Как следствие - краска (или лак) в ходе тиража ложатся неравномерно. Если на ручном или полуавтоматическом оборудовании контролировать этот момент достаточно просто, то на автоматическом печатник должен быть предельно внимательным и оперативно фиксировать изменения состава. Иначе часть тиража уйдет в брак.
Выводы
- Для печати кроющими красками лучше всего использовать сольвентные краски. Они отличаются высокой укрывистостью и равномерно впитываются бумагой.
- При использовании глянцевых УФ-лаков и красок необходимо предварительное грунтование бумаги. Только при таком условии вы сможете получить глянец высокого качества.
- При печати сольвентными красками на тонких бумагах желательно использовать полуавтоматическое оборудование. На автоматическом возможно возникновение проблем при прохождении тонких материалов через самонаклад. Если тираж большой и использование автомата необходимо, внимательно следите за состоянием краски на печатной форме. При неободимости сразу же корректируйте состояние краски на форме. Иначе качество в тираже может получиться нестабильным и содержать значительную долю брака.
- Для печати на дизайнерских структурных бумагах и картонах трафаретная печать является идеальной технологией. Но в каждом случае необходимо тестирование, подбор оптимальных условий (краски и лаки, сетки, подготовка материалов к печатному процессу) и четкий контроль за ходом работы.
- И последнее - при работе с новыми материалами или технологиями, при возникновении сложных, непонятных рабочих ситуаций консультируйтесь у специалистов!