Для изготовления трафаретных печатных форм (ТПФ) трафаретную сетку натягивают на пневматических или механических установках натяжения.
Затем ее приклеивают к трафаретной раме, к которой она должна вплотную прилегать. На больших трафаретных ситах для этого используют грузы. Для небольших рам, например, для печати на дисках, проблему решить гораздо сложнее, потому что из-за небольшой величины рамы грузы трудно расположить. Если груз расположить неправильно, в середине трафаретного сита может возникнуть сильное прогибание и недостаточный контакт сетки и рамы.

Для приклеивания сетки хорошо зарекомендовали себя два вида клея: быстросохнущий Kiwobond 1100 Power Grip и
Kiwobond 1000 НМТ. Двухкомпонентные клеи для трафаретных сеток, обеспечивают устойчивое сцепление сетки с трафаретными рамами из любых материалов. Клеевой слой остается эластичным и не повреждает сетку при случайном попадании на ее поверхность вне зоны контакта с рамой. За короткое время клей Kiwobond® 1100 PowerGrip сохнет в натяжном устройстве и позволяет получать большие значения натяжения с минимальными потерями после срезания сетки.
Обязательной процедурой является обезжиривание. До натянутой трафаретной сетки кто-то может случайно дотронуться руками, и в местах прикосновения эмульсия держаться не будет.
Обезжиривать сетку обязательно нужно специальными средствами.
С

редства для обезжиривания
Kiwo Pregan NT 9 и Pregan A 9 Extra относятся к экологически чистым продуктам, так как изготовлены на основе природного сырья, и после их применения отходы можно слить в канализацию.
Хотелось бы обратить ваше внимание на продукт
Kiwomesh X-CEL. Это относительно новая разработка, сделанная совместно с некоторыми фирмами-производителями сетки. Помимо обезжиривания это средство одновременно подготавливает сетку для изготовления трафарета. В процессе обезжиривания вокруг нитей сетки образуется тонкий слой, который способствует тому, чтобы эмульсия лучше держалась на сетке, снижался электростатический заряд и краска лучше протекала через сетку. И, наконец, если сетка была обработана Kiwomesh X-CEL, то при повторном использовании сита вы избегаете двойных изображений. Это средство можно применять при изготовлении трафаретов с помощью капиллярной пленки.
После того, как сетка обезжирена, на нее нужно нанести фотоэмульсионный копировальный слой. В настоящее время используются две системы нанесения: копировальный слой и капиллярная пленка. Трафарет также может быть комбинированным, т.е. состоящим из копировального слоя, нанесенного на сетку и капиллярной пленки. Для работы на больших тиражах и повышения тиражестойкости KIWO рекомендует изготовление комбинированного трафарета.
В состав основы для построения копировального слоя входят поливинилалкоголь (ПВА), смесь из ПВА и сенсибилизатора SBQ, смолы и дисперсия из различных искусственных материалов. Эта смесь разбавляется водой (40-70% состава эмульсии). Для того чтобы эмульсия работала, она должна содержать сенсибилизатор, это может быть Diazo, SBQ- соли и смолы, восприимчивые к УФ-излучению. В состав эмульсии также входят красящие пигменты (красный/зеленый, коричневый, синий), средства для растекания (помогают равномерно нанести эмульсию на сито), пластификатор для гибкости и антивспениватель для предотвращения образования пузырьков.
Все эмульсии подразделяются на три основные группы:
- Первая группа Kiwocol - это двухкомпонентные диазоэмульсии, содержащие ПВА. Перед применением в них нужно добавить сенсибилизатор и другие добавки.
-
Большинство эмульсий, которые используют для печати на CD, относятся ко второй группе Diazo-УФ-полимер (Azocol). Эти эмульсии позволяют получить высокое разрешение и качество печати, а также лучшее перекрытие нитей сетки.
-
В третью группу входят однокомпонентные эмульсии - SBQ-фотополимеры (Polycol). Они применяются в больших фотопроекционных камерах, требуют минимальное время для засвечивания.
У всех эмульсий различается время засвечивания. У белой сетки допуск очень маленький, у окрашенной он увеличивается, особенно это заметно при использовании фотоэмульсии Diazo или Diazo-УФ-полимер. Это значит, что можно слегка недосветить сетку или, наоборот, пересветить, - результат готового трафарета будет хорошим.
У фотополимера SBQ этот допуск очень маленький - всего несколько секунд, поэтому если не досветить или сильно пересветить сетку, могут возникнуть проблемы с адгезией эмульсии.
После выбора фотоэмульсии ее нужно правильно нанести на сетку. Существует два способа: с помощью автоматов для нанесения эмульсии Kiwomat или с помощью ручной ракель-кюветы. Ручной ракель для нанесения эмульсии называется KIWO TwinCoater и имеет два разных края: круглый и острый.
Кюветы выпускаются длиной 2 м, поэтому его можно разрезать на удобный размер и закрепить по краям заглушками.
Обычный способ нанесения эмульсии - «мокрым по-мокрому». Нанесение начинается со стороны печати, затем несколько слоев наносят со стороны ракеля для того, чтобы вытеснить эмульсионный слой на сторону печати. В результате образуется эмульсионный слой нужной толщины, который находится на стороне печати. В зависимости от того, сколько слоев нанесено со стороны ракеля, какое количество эмульсии продавлено на сторону печати, какой высоты (или толщины) будет эмульсионный слой со стороны печати. Двукратное нанесение эмульсии со стороны печати гарантирует отсутствие пузырьков в ней.
Для того чтобы нанести слои «мокрым по-мокрому» наши специалисты используют ракель-кювету с закругленным краем. Сушка трафарета должна происходить обязательно печатной стороной вниз, чтобы эмульсия осталась на стороне печати.
Наиболее оптимальный способ нанесения эмульсии - построение трафарета с промежуточной сушкой. В этом случае мы также наносим два слоя со стороны печати, затем от одного до четырех слоев - со стороны ракеля, затем сушим стороной печати вниз. После сушки вынимаем готовый трафарет и уже «мокрым по-сухому» наносим нужное количество слоев, используя кювету с заостренным краем для создания ровного и невысокого слоя со стороны печати. В этом случае сушка производится печатной стороной вверх. Нанесение после промежуточной сушки делается для того, чтобы выровнять эмульсию со стороны печати и избежать углублений в промежутках между нитями сетки. Именно поэтому сушка должна проводиться стороной печати вверх, чтобы эмульсия смогла затечь в углубления между нитями сетки. Техника нанесения с промежуточной сушкой может во многих случаях заменить использование дорогой капиллярной пленки.

При использовании ракель-кюветы с закругленным кантом (радиус канта 1,25 мм) можно нанести эмульсию намного быстрее, заполнить ячейки эффективнее, а слой эмульсии получается толще. При применении кюветы с острым кантом (радиус закругления 0,50 мм) кювета протягивает эмульсию по сетке, не заполняя ячейки трафарета. Это нужно для того, чтобы слой эмульсии получился максимально ровным.
Несколько слов о том, какой должна быть толщина эмульсионного слоя. Если толщина слоя небольшая, нет достаточного образования канала, через который краска протекает на запечатываемый материал, то она затекает под эмульсию и размазывается на нижней стороне трафаретной формы. В результате такой печати появляется неровный край изображения («зубья пилы»). В этом случае со стороны ракеля нужно нанести на два- три эмульсионных слоя больше.
Если эмульсионный слой слишком толстый, то краска не протекает полностью через сетку, остается на ней и не отпечатывается. В этом случае мелкие позитивные растровые точки не пропечатываются, а мелкие негативные растровые точки размазываются. Такой отпечаток называют «кошачьи следы».
Для того чтобы абсолютно ровно построить поверхность, избежать высокого значения Rz (шероховатости поверхности готового трафарета) и получить хорошие отпечатки, нужно выбрать оптимальную толщину трафарета.
В процессе сушки трафаретной печатной формы температура в сушильном шкафу должна быть не выше 40 °С (иначе эмульсия начинает портиться), максимальная влажность - 45%. Для этого необходимо поддерживать хорошую циркуляцию воздуха в сушильном шкафу, отвод влажного и приток свежего воздуха. Кроме того, важно наличие фильтра для улавливания пыли.
Копировальный слой должен быть полностью высушен. Проблема состоит в том, что Diazo при УФ-засвечивании реагирует с молекулами воды. В этом случае за счет блокировки не получается окончательного «сшивания» молекул, не образуется полимерная пленка и слой не закрепляется на сетке. Во время проявки под струей воды большое количество эмульсии просто смоется (это будет видно со стороны ракеля). Такой трафарет не позволит напечатать большой тираж.
Вместо прямого нанесения эмульсии можно использовать капиллярную пленку. Наносить ее на форму можно несколькими способами:
Первый способ, самый простой и известный - нанесение с помощью воды, когда сетка сначала обезжиривается с помощью
Kiwomesh X-CEL, разворачивается капиллярная пленка и наносится на водяную пленку, затем на сите защитный полиэстеровый слой снимается с эмульсии.
При втором способе сначала распыляется мелкодисперсная вода, а затем наносится капиллярная пленка. В этом случае трафарет еще мокрый, рамка с капиллярной пленкой находится на столе, и за счет того, что на сетке есть вода, эмульсия на капиллярной пленке втягивается и соединяется с водой. Далее с помощью ракеля убирают лишнюю воду и кладут трафарет в сушильный шкаф. Это достаточно простой способ нанесения капиллярной пленки.
Третий способ заключается в следующем: берут сухое сито и помещают капиллярную пленку со стороны печати. С помощью электростатического заряда пленка прикладывается и закрепляется. После этого с помощью распылителя ее смачивают. Точно так же за счет капиллярного эффекта происходит соединение капиллярной пленки с сеткой. Это очень хороший и чистый способ изготовления трафарета.
Итак, мы натянули трафаретную сетку на раму, прикрепили, нанесли эмульсию, высушили. Теперь с помощью УФ-излучения нужно закрепить эмульсию на сетке. Какую бы эмульсию мы ни взяли, процесс будет один и тот же. Спектр засветки находится в пределах от 300 нм до 400 нм - это невидимое УФ-излучение. Существуют разные источники засвечивания, но выбираем металлогалогеновую лампу, так как самая большая мощность излучения у нее именно в этом диапазоне. Оптимальный источник света для засвечивания - точечный: он дает минимальное светорассеивание на линзе.
Для оптимального результата важно четко определить время засвечивания. Можно применить пошаговую засветку с помощью тестовых пленок, но это довольно продолжительная процедура. Самый оптимальный вариант - использовать калькулятор для засветки KIWO ExpoCheck. Он содержит фильтр, состоящий из участков, пропускающих разное количество света (от 10% до 100%). На этот фильтр сверху кладут позитивную пленку. Делая засветку через фильтр, сразу имеем результат десяти вариантов засвечивания - от 100%-го засвечивания через прозрачный участок пленки до 10%-го через темный участок. Получается симуляция различного времени засветки. Использование ExpoCheck экономит огромное количество времени.

Следствием короткого времени засветки будет незаконченная фотохимическая реакция, в результате чего не образуется полимерная сетка и произойдет вымывание эмульсии со стороны ракеля. Оптимальное время засветки достигается в том случае, если УФ-излучение проходит через весь выстроенный слой эмульсии, после чего он полностью засвечивается, и при печати получаются резкие контуры, линии и точки.
В случае пересвечивания, эмульсия в нижней части начинает разрушаться точно так же, как при недосвечивании, в результате этого получаются неровные контуры.
После засвечивания трафарет нужно проявить. Проявление трафарета происходит вручную очень аккуратно: сначала со стороны ракеля, под небольшим давлением воды, чтобы сделать копировальный слой более мягким, затем берется душ с интенсивной подачей воды или используется насадка KIWO Profiwash. Копировальный слой вымывают и проявляют до тех пор, пока не станет видно каждую линию и точку. Промывание нужно делать обязательно со стороны печати, потому что со стороны ракеля можно продавить эмульсию на сторону печати, в результате чего эмульсия может вымыть сторону печати.
Важно знать значение Rz, а также насколько ровным получился слой со стороны печати. Чем более ровным будет эмульсионный слой, тем более ровные четкие края у точек и линий можно пропечатать. Существует специальный прибор для измерения шероховатости - алмазная игла, которая считывает эти неровности со стороны печати и оценивает качество поверхности трафарета. Чем ниже значение Rz, тем более ровная поверхность и тем лучше качество печати. Такого результата можно достичь в результате заключительного нанесения эмульсии после промежуточной сушки с помощью ракель-кюветы с заостренным краем, заполняя неровности со стороны печати. Нужно получить то, что называется каналом для протекания краски и, соответственно, абсолютно гладкую поверхность со стороны печати. При высокой шероховатости краска затекает в углубления, и четкого края линии и четкой точки не получается.
Непосредственно после печати нужно удалить краску с формы, потому что она быстро воспринимает УФ-излучение и засыхает на трафарете. Можно также удалить и эмульсионный слой, хотя при печати CD этим практически не пользуются. Но если вы решили использовать сетку повторно, эмульсия должна быть снята. Важно сразу после того, как прошла печать, убрать трафарет в темное помещение. Для удаления нанесенной эмульсии вручную нужно сделать несколько операций:
- смочить трафарет с обеих сторон и нанести средство для удаления эмульсии;
-
специальной щеткой нанести средство для удаления копировального слоя с обеих сторон трафарета и оставить на некоторое время для воздействия на эмульсию;
-
удалить растворенный слой с помощью ручного душа;
-
обработать с помощью водяного пистолета под высоким давлением.
При механических повреждениях сетки, потере степени натяжения, затвердевании двухкомпонентных красок не имеет смысла регенерировать сетку и ее просто выбрасывают. После удаления эмульсии существует опасность возникновения двойных изображений при печати из-за остатков краски, Diazo, фотоэмульсии или из-за механических повреждений. Удалить их практически невозможно и возникает вопрос, а нужно ли делать регенерацию с использованием большого количества агрессивной химии. Скорее всего, это нецелесообразно, вредно для людей и окружающей среды.
Восстановить сетку, на которой остались изображения, возможно. При наличии остатков Diazo используют хлорсодержащие продукты, например, Pregan Antignost Extra. Если осталась краска, то применяют щелочные продукты, например, Pregan Megaclean X-Tra. Для этих целей существуют различные виды щеток: № 1 - белая для обезжиривания с очень тонкой щетиной, № 2 - голубая для смывки остатков краски, № 3 - зелёная для удаления слоя эмульсии, № 4 - красная с более прочной и стабильной щетиной для удаления эмульсии с помощью пасты.