+7 (383) 228-28-27
КБЦ-Сибирь. Расходные материалы для специальных видов печати
Ваша корзина
пуста
Перейти в корзину

Технологии

После того как на сетку положена краска, а на столе расположено изделие, ракель начинает играть свою лидирующую роль в шелкографии.
Надеюсь, в конце этой статьи у вас будет достаточно информации для правильного выбора ракеля и устранения различных проблем.

Из чего изготавливают ракель?

Прошло почти 10 лет с тех пор, как черные неопреновые и коричневые buna-N ракели были вытеснены высокоплотными полиуретановыми с цветовой кодировкой.
Высокоплотное ракельное полотно обладает стойкостью к агрессивным краскам и растворителям, в то время как цветовая кодировка твёрдости особенно необходима тем, кто печатает различными красками и на различных поверхностях. Например, ракель синего цвета для печати на темных тканях, легко отличить от оранжевого для растровой печати.
Некоторые ракели являются композитными. Для предотвращения скручивания от чрезмерного давления, ракель прокладывают между алюминиевых полосок. Сегодня некоторые ракели представляют трехслойную конструкцию, центральным компонентом которых является жесткий полиуретан или файберглэс, находящийся между двумя слоями мягкого полиуретана. Это обеспечивает более гибкий печатающий край с одновременным уменьшением изгиба полотна.
Некоторые композитные ракели имеют жесткий материал в верхней части и мягкий полиуретан в нижней части.

Что такое дюрометр (durometer)?

Дюрометр - единица измерения твердости ракельного полотна (по шкале Shore A), показывающая способность сопротивляться изгибу во время печати. Чем выше дюрометр, тем жестче материал, чем ниже эта величина, тем больше будет изгибаться ракель во время печати.
Прибор, использующийся для измерения твердости, также называется дюрометр. Прибор имеет щуп, которым надавливают на поверхность ракельного полотна, значение твердости считывают по шкале.
В шелкографии используются ракели твердостью 50-95 в зависимости от изделия, номера сетки и уровня ее натяжения. Очень мягкий ракель (например, 55 дюрометр) может быть использован для печати на предметах одежды с различной толщиной ткани и других поверхностях, однако ракель будет изгибаться под действием давления.
Жесткие ракели (например, 80 дюрометр) гораздо меньше подходят для печати на необычных поверхностях, таких как текстурированный текстиль, однако эти ракели понадобятся при высокоскоростной печати или печати с плотными и вязкими пластизолевыми красками.
Комбинированные ракели (multidurometer) представляют собой комбинацию двух различных жестокостей в одном полотне: dual-durometer (например, комбинация 60/90). Недостатком такой конструкции является то, что имеется только одна печатающая сторона, поэтому необходимо давать «отдых» после длительного использования. Печать в одном направлении будет иметь тенденцию к изгибу ракельного полотна. Жесткая часть ракеля менее проницаема для растворителей и будет иметь меньшую тенденцию к деформации по сравнению с мягкой печатающей стороной.
Полотно triple-durometer (например, комбинация 70/90/70) стало естественным шагом в развитии ракеля. Ракель с таким полотном имеет две печатающие стороны, что позволяет избежать проблем как у dual-durometer.
rakel.jpg
Необходимо также обращать внимание на ракеледержатель. Например, Indexable Squeegee®, от Printer’s Edge, Warren, OH имеет держатель, который позволяет уменьшить свободную высоту ракельного полотна, тем самым влиять на жесткость. По мере необходимости, полотно можно выдвигать из держателя.
Другой вариант - использование металлических креплений, например, таких как Flex-Control от Printer’s Edge, позволяющих контролировать зажим полотна.

Одно важное примечание: жесткость ракеля может изменяться в процессе работы. В конце 8-часового цикла печати, краска будет пропитывать и смягчать ракель. Утром в 9 часов твердость ракеля 70 дюрометр, а к 6 -ти вечера уменьшится до 65, а вы удивляетесь, почему слой краски становится толще и толще. Выход простой — поменяйте ракель во время обеденного перерыва. Однако со временем, ракельное полотно будет твердеть, так как впитывание и испарение химии будет сказываться на эластичности.

Какой профиль ракельного полотна работает лучше?

Помимо выбора твердости ракельного полотна существует возможность выбора формы профиля.
В текстильной печати используются профили прямоугольной и закругленной формы в зависимости от номера сетки и желаемой толщины слоя краски.
V-образная форма используется в основном для печати на гладких поверхностях: стекле и керамике.

Ракельное полотно с прямоугольным профилем наиболее популярно в текстильной печати для сеток от 230 (90 метрич.) и выше. Однако иногда узлы сетки будут причиной чрезмерной вибрации при движении острого края ракеля по сетке. Это нежелательное явление можно уменьшить за счет некоторого (очень незначительного) перекоса угла траектории движения ракеля. Другое решение этой проблемы — затупить острый край ракеля. Это можно сделать с помощью очень мелкой наждачной бумаги. Притупленные ракели, как с помощью наждачной бумаги, так и естественным способом в процессе работы, подходят для сеток 100-200 (39-78 метрич.).
Для красок с термоподъемом (puff), глиттеров или белых красок, при печати на сетках крупнее 96 (38 метрич.) хорошо использовать закругленный профиль. Такой профиль обеспечит более толстый слой краски на поверхности. Конечно, крупные сетки, толстый слой краски и закругленный профиль ракельного полотна будут препятствовать печати детального дизайна.
Какой должен быть край ракеля?

Для высокодетальной высококачественной печати, особенно на автоматическом оборудовании, кромка ракеля должна быть не только острой, но на ней также должны отсутствовать зазубрины, волнистость и неравномерность высоты. Крошечные зазубрины края могут стать причиной появления полос, особенно заметных на больших заливках, напечатанных в один цвет полупрозрачной краской. Волнистость печатающего края может возникнуть из-за сжатия ракеледержателем, набухания полотна под химическим воздействием или неправильного хранения. Следствием волнистости может стать неравномерное покрытие краской и изменение оттенка в тех местах, где между печатающим краем ракеля и сеткой образуется зазор.

Если высота ракельного полотна неодинакова, вы можете обнаружить, что одна сторона или угол оттиска не имеет совмещения. Из-за этого плохая печать может получиться даже на очень хороших автоматах. Устройства для заточки ракельного полотна (от простейших до 4-х метровых ременного типа) могут удалить тонкий слой с и восстановить форму полотна. Единственное, эти устройства не смогут скорректировать проблему изгиба (скручивания) полотна, которая возникает из-за неправильного ухода за ракелем.
rakel_2.jpg
Какой длины должен быть ракель?

Выбирайте ракель такой длины, чтобы быть на 1″ (2.54 см) шире с каждой стороны дизайна. Длина ракеля должна быть также выбрана с учётом внутреннего размера рамы. Если край ракеля будет слишком близок к раме, потребуется повышенное давление при печати, что приведет к преждевременной порче трафарета и т.д. Расстояние между краем дизайна и рамой должно быть минимум 3″ (7.6 см), т.е. если внутренняя ширина рамы 22″ (55 см), ракель не должен быть длиннее 18″ (45 см). Большинство производителей ракельных полотен рекомендуют слегка «скруглять» острые грани полотна. Это будет меньше разрушать трафарет.

Под каким углом лучше печатать?

Если вы держите ракель под углом 90 к сетке, вы не сможете обеспечить достаточного давления для проникновения краски через сетку. Наоборот, если вы уменьшите угол так чтобы, ракельное полотно стало наклонено слишком сильно к сетке, тогда слишком много краски будет проникать через сетку. Большинство печатников считают, что оптимальным углом при печати является величина 15-20 (от вертикали), обеспечивающая нормальный слой краски. Установка точного угла также зависит от профиля и жесткости ракельного полотна.

Насколько важна скорость движения ракеля?

От скорости движения ракеля зависит количество краски, которое проникает через сетку. Например, используя пластизолевые краски, чем выше скорость движения, тем меньше краски продавливается через сетку. В этих случаях количества продавленной краски может не хватить для полного покрытия вашего дизайна. Вы не сможете увеличить скорость печати, если краска слишком густая. Есть два выхода: разбавить краску (разбавителем или экстендером) или увеличить твердость ракеля.

Помните, что пластизоли меняют свойства при перемешивании: они будут слегка терять вязкость под действием ракеля при перемещении по сетке во время печати и орошения. Возможно, потребуется подкорректировать скорость печати в конце печати большого тиража. Краски на водной базе (включая обесцвечивающие краски), имеющие меньшую вязкость, чем пластизоли, могут быть напечатаны с более высокой скоростью. В основном, краски имеют тенденцию печататься лучше при более высокой скорости.

С каким давлением печатать?

Мой первый опыт печати был неудачным. В своем энтузиазме, я прикладывал слишком большое усилие, нажимая на ракель, что в результате привело к нарушению совмещения. Там, где в дизайне должны быть острые края, получился «пушистый беспорядок». Толстый слой краски, который я продавил через сетку, не получилось правильно высушить, и я понял, что потратил краску впустую. Если бы я продолжал с таким же давлением печатать и далее (это я узнал потом), это привело бы к разрушению сетки и износу ракеля.
Я обнаружил, что лучшая производительность будет при легком усилии на ракель, включая конечно другие факторы: адекватное натяжение сетки, надлежащая твердость ракеля, вязкость краски и минимальное расстояние между сеткой и изделием (off-contact). Эти факторы позволят вам делать вашу работу с минимальным усилием, и приведет к совершенству в печати. Подумайте об этом: самый легкий способ увеличить производительность ручной печати - изменить давление ракеля.

Можно ли избежать болевых ощущений при печати?

Другая причина избегать сильного давления - возможность предотвратить хроническое заболевание - запястный туннельный синдром (carpal tunnel syndrome). Этот синдром, характеризующийся покалыванием, нечувствительностью, усталостью или болью в руках, может быть предотвращен путем смены направления движения печати (на себя - от себя), использованием эргономических держателей и мягких накладок, а также периодической сменой штатного расписание в цехе (взаимозаменяемость). SqueegeePlus! из Eugene, OR, производит эргономические неопреновые накладки, которые можно использовать с большинством ракеледержателей.

Как нужно ухаживать за ракелем?

В заключение несколько основных моментов по уходу за ракелем:
- Если ракельное полотно пришло в скрученном состоянии, распрямите его и храните в таком состоянии подальше от источника тепла.
- Давайте ракелю «отдохнуть» между циклами печати и перед заточкой. Предпочтительно менять ракель через 4-5 часов работы. Как рекомендует Don Pierce из Washington, фирма Pleiger Plastics : «Разработайте систему, при которой у вас будет 3-4 ракеля на одну печатную станцию. Это увеличит срок службы ракеля на 30-40%».
- По окончанию работы, протирайте и чистите ракельное полотно умеренным растворителем. Никогда не позволяйте впитываться краске или растворителю в полотно.

Правильно заботясь о своих ракелях, вы не будете тратить время на поиск ответа на старый вопрос в трафаретной печати: «Почему ничего не получается?»